CRM для СМБ: что главное?

Computer World/Украина №42 (657) 2008

Не все CRM-решения одинаково полезны. То, что необходимо крупным компаниям, может быть совершенно не нужно представителям среднего и малого бизнеса. Например, им ни к чему избыточный и к тому же дорогой функционал. Чтобы понять, на какие критерии стоит опираться компаниям СМБ-рынка при выборе CRM-системы, мы попросили рассказать об этом экспертов.

Федор Скрипка, директор по маркетингу компании "Интегрос":

Сколько стоит системный администратор для корпоративной сети на Windows? На этот вопрос могут ответить практически все. Но то, что специалисту по администрированию CRM Siebel нужно платить около $10 тыс. в месяц, – факт менее известный. Вот вам и первый критерий.

Малому бизнесу противопоказаны сложные информационные системы. Конечно, можно покупать "на вырост". Но будет ли это действительно способствовать росту? Прямая аналогия с экономными родителями, покупающими ребенку одежду на два размера больше. Выглядят такие дети странновато, да и резвятся меньше, чем другие. Это второй критерий.

При этом желательно не путать изначальную сложность с возможностью масштабирования (наращивания функционала). Возможность доработки – это плюс, который достигается выбором поставщика, обладающего опытом и инженерами. Но базовая версия должна соответствовать уровню бизнеса.

В постоянно меняющемся мире важен быстрый эффект, а переваривание "пилюли", рассчитанной на более зрелую организацию, отнимает слишком много времени и сил. Хотя иногда трудно устоять перед доводами продавцов CRM: за всего в два раза большую стоимость вы получите в десять раз больше функционала, разве не выгодно? Спорить сложно. Да и жадность еще не отменили. Но это ловушка.

Здравый смысл и жизненный опыт подсказывают нам, что работают только простые идеи и процедуры. Но на практике мы очень часто игнорируем ненавязчивые подсказки интуиции и идем на поводу у эмоций или боимся показаться слишком простыми. В итоге, вместо ожидаемого роста эффективности бизнеса получаем, в лучшем случае, игрушку для нескольких "продвинутых" сотрудников. Недавно я услышал фразу: "продавать CRM научились многие, а внедрять – единицы". Это правда.

Как избежать столь нежелательного явления? Для этого существует третий и самый важный критерий: понимаем ли мы, какие задачи будем решать с помощью CRM? Задачи определяют выбор инструмента, но не наоборот. Ничего нового для искушенного человека я не сказал. О приоритете этого критерия говорят все консультанты и пишут во всех книгах.

Тем не менее, многие руководители украинского бизнеса предпочитают действовать по принципу "главное – ввязаться в бой, а там война план покажет". Объяснить это без ссылки на загадочность славянской души невозможно.

К вершине ведет множество путей, говорят восточные мудрецы. Задачи бизнеса также можно решить очень разными способами. Но быстрее к цели приходят те, кто выбирает короткие и удобные пути.

Полную версию статьи читайте на сайте Computer World/Украина

Присоединяйтесь к нам на Linkedin      Присоединяйтесь к нам на Facebook


Вы интересуетесь, кому и зачем нужна CRM-система? Как выбрать CRM-систему и какие они бывают? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статьях Николая Булавы на нашем сайте

Логин

Пароль

Забыли свой пароль?

Запомнить меня

Регистрация